Несколько слов о поэзии
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:05 | Сообщение # 1 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Можно ли обучить стихосложению?
Еще совсем недавно на прилавках книжных магазинов можно было встретить множество самоучителей, посвященных написанию стихотворений. Все эти книги обещали сделать из читателя поэта за n-ное количество дней. Однако авторы подобных произведений предпочитали не упоминать о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение — это две совершенно разные вещи.
Дело в том, что настоящая поэзия — это результат долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной зрелости, приправленной особым мировоззрением, которое невозможно сформировать, просто прочитав учебник. Лучший пример здесь — детское восприятие. Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно.
Любая литература для них не просто изложение сути неких событий, мыслей или чувств автора — это ценнейший источник информации, сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами. Конечно, во многом способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности автора в детские и юношеские годы, что его волновало, что он видел, выходя из дома, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый взгляд детали могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.
В результате истинный поэт — это сильная и глубокая личность, воспитать которую намеренно не представляется никакой возможности. Однако, если несколько лет назад предлагалось не то, что намеренное воспитание, а просто всевозможные обучающие курсы, результатом которого должно было стать появление поэтических способностей, то сегодня ведутся дискуссии о том, что «функции» стихотворца можно поручить компьютерным программам.
Действительно, если задать определенное количество слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, то программа может сгенерировать стихотворный текст. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий смысл. Однако настоящей поэзии, настоянной на жизненном опыте автора, приправленной особенностями общества и времени в котором он жил, насыщенной сильными эмоциями и глубоким смыслом, все равно не получится.
Так и выходит, что все попытки прийти к искусственному стихосложению, путем ли выработки навыка складывать рифмованные строки или составления специальных алгоритмов для работы с текстом, заранее обречены на провал. Ведь настоящая поэзия — это не столько слова, подобранные и расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души, результат которой не всегда должен укладываться в заданные ритмикой и законами созвучия рамки.
Как избежать основных ошибок
Довольно часто начинающие авторы допускают ряд досадных ошибок, в результате чего либо решают прекратить заниматься поэзией, либо начинают относиться к своему творчеству с критической точки зрения. В настоящей статье мы рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов, которых довольно легко избежать.
Первое и основное правило для автора — терпение. Написав стихотворение, не стоит сразу же выносить его на суд общественности. Лучше немного выждать — возможно, через несколько дней поэт сможет увидеть в стихе что-то, что можно исправить, сделав таким образом все произведение лучше. Прочитав его несколько раз для себя вслух, автор может услышать сбои ритма, недостаточное созвучие в рифмах, подобрать более подходящие слова.
Со стороны оценивать стих всегда проще, и поэтому, прочитав своим слушателям стихотворение сразу же после написания, автор рискует получить ряд критических замечаний, чего легко можно избежать, на некоторое время, отложив произведение. По истечении определенного периода автор сам будет воспринимать свое стихотворение как сторонний слушатель, а значит, сможет объективно его оценить.
Хорошей тренировкой для молодых поэтов может стать попытка положить свои стихи на музыку. Любой, даже самый простой мотив поможет выявить ритмические ошибки. Если стихотворение удается «пропеть» без единого сбоя, значит, его ритмический рисунок безупречен.
Особое внимание начинающие авторы должны уделять своей лексике. Использование так называемых «слов-паразитов» в тексте стихотворения крайне нежелательно. Довольно часто поэты применяют междометия для того, чтобы выдержать ритм стиха — лучше этого избегать. Перестроить всю строку или даже строфу, потратить лишнее время на то, чтобы найти более точный оборот, в данном случае предпочтительнее. Тем более что слова-паразиты, проскакивающие время от времени в тексте стиха, «режут» слух, отвлекают внимание читателя от самого произведения.
То же самое касается и слов, не укладывающихся в стилистику стихотворения. Проскользнув в строке, такая лексема может разрушить весь рисунок стиха, полностью испортить впечатление от него. Не стоит увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в произведении современного автора.
Особое требование — это грамотность. Автору следует уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте — это еще и пренебрежение к читателю. Если они есть, каким бы глубоким по замыслу не было произведения, его реализация сведет на нет все усилия поэта.
Графомания и графоманы
Слово «графомания» обычно произносится презрительно, с оттенком пренебрежения. Подразумевается, что графоман — это безталантный писака, обладающий выдающимся самомнением, которое не позволяет ему признать, что его труды не стоят ровным счетом ничего. Однако такой подход к явлению графомании в корне неверен. Мы не можем сказать про простудившегося и по этой причине не вышедшего на работу человека, что он — лодырь. Так и к графоману нельзя относится с презрением.
Для начала нужно определиться с понятиями. Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму. Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев, у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.
Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.
Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные. Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.
Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания. В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями. Например, любимый человек находится в отъезде, и написательство — лучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.
Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания, понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеваниям последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными.
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:08 | Сообщение # 2 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Подражание - зло или благо?
Явление подражания критиками по большей части воспринимается негативно. Предполагается, что молодой автор должен найти что-то свое, а использование чужих идей, мыслей, выводов приравнивается чуть ли не к плагиату. Однако не все так просто.
Сказать, что подражание — это плохо, нельзя. Абсолютно любой автор вырастает на определенных книгах, чаще всего на классической литературе, и нет ничего удивительного в том, что создавая уже свои стихотворения, он берет одного из состоявшихся поэтов в качестве образца для подражания. Такая практика позволяет молодому автору отточить свое мастерство, ведь сразу создать что-то действительно новое практически невозможно.
Более того, подражание в некотором роде несет идею преемственности. Действительно, лучше перенять идею, манеру или способы выражения чувств у уже состоявшегося автора, чем идти практически в слепую, совершая те ошибки, которые не раз уже были совершены, и которых легко можно было бы избежать. Благодаря практике подражания в поэзии сохранилось множество стилей, жанров, таких как ода, рондо, сонет и многие другие. Вполне вероятно, что сейчас эти формы стихосложения уже были бы забыты, не используй их молодые авторы в своем творчестве.
Подражание для талантливого поэта является лишь толчком к дальнейшему развитию. Взяв за основу чью-то идею, он развивает ее, совершенствует, придает ей новые формы и обличья. В конечном итоге подражающее стихотворение может получиться более выразительным, чем исходное. Множество примеров подражания встречается и у классиков, дополняя и совершенствуя замыслы друг друга, они создавали гениальные творения, считающиеся сегодня величайшими литературными ценностями.
Тем не менее, стоит молодому автору, впечатлившись особенно сильным стихом, создать нечто подобное, критики да и просто «искушенные» читатели не медля обвиняют его в «подражательстве» так, как будто поэт представил им откровенный плагиат. Не стоит уделять таким замечаниям много внимания. Осмысленное подражание только укрепит талант автора, расширит его возможности.
В заключение стоит оговориться о том, что бывает подражание бездумное. В этом случае автор не берет на себя труд понять истинные чувства и мысли объекта для подражания. Вдохновленный красивой оболочкой, он пытается создать нечто подобное и часто терпит фиаско, ведь за созданными строками нет ни духовности, ни смысла. Такое подражание достойно осуждения и действительно очень близко стоит к плагиату. Ничего кроме разочарований поэту оно не принесет.
Хороший тон поэтической пародии
Искусство литературной поэтической породи ничуть не ниже поэтического искусства вообще. Скажем более того: умение писать породи должно сочетать в себе искусство поэтического слога плюс литературоведческие знания и к ним же – знание психологии. Недаром известных пародистов куда меньше, чем известных поэтов.
Хорошая пародия – это не просто тонкий и глубокий юмор. Это, как правило, гиперболизация явления, метафоры, чувства, ситуации, имеющие место быть в том стихотворении, которое выбрал пародист. Таким образом, уже в сомом стихотворении должны быть заложены, скажем так, основы для пародии – и пародист обязан их найти, осмыслить и показать читателю выпукло и ярко.
Значит, успешную пародию можно написать только на хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие внимания. Хорошая пародия – это реклама автора стихотворения. И скажем прямо, многие поэты сами совсем не прочь, чтобы их сборник прочел пародист. Кто-то усмотрит в этом нелогичность: ведь пародия по сути – насмешка. Это ошибочное мнение. Давайте посмотрим на явление пародии с другой стороны.
Первое: поэтов, как мы сказали, много, пародистов хороших – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его значимость, заметность.
Второе: пародисты как правило, прежде чем писать пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта. И их целью является какое-то одно-два стихотворения, которые в ряду прочих содержат в себе нечто, что выделяет их: оригинальная мысль, необычная метафора и иное.
Третье: пародия в литературной среде рассматривается не как насмешка над автором, а как улыбка над литературным героем произведения.
И этот третий момент является главным для пародиста. Умение отделить автора стихотворения и созданного им литературного героя всегда обезопасит автора пародия от отношения к нему как к злому насмешнику. В этом особая тонкость поэта-пародиста, в этом его знание психологии автора: уметь рассмотреть, в каком из стихотворений говорит сам автор, а в каком – созданный им поэтический герой. Только в таком случае никакой обиды пародия у нормального поэта не вызовет.
Удачная пародия – это не высмеивание самого стихотворения, не улыбка над неудачной рифмой или аляповатой фразой. Удачная пародия – это неожиданное раскрытие явления, чувства, которое в стихотворении скрыто, завуалировано. Или же, как мы уже сказали, гиперболизация таковых до смешных по-доброму пределов.
Иногда пародисты используют в своих пародиях не одно, а два-три стихотворения, и если эти стихи хорошо знакомы слушателям, пародия приобретает звучание микроисследования с улыбкой.
Успех пародии может быть гарантирован в том случае, если, во-первых, автором стихотворения является известный поэт; если, во-вторых, в стихотворении найдено то, на что можно взглянуть через увеличительное стекло юмора; если, в-третьих, автор пародии тонко чувствует и понимает литературного героя, и сама пародия не направлена на автора стихотворения.
(Оказывается, то что я иногда пишу, пародиями не является - Vits72)
Почему сегодня у нас нет Пушкина?
Почему сегодня у нас нет Пушкина? Во времена Блока или Маяковского любой прохожий мог легко ответить на вопрос: «Каких великих поэтов современности вы знаете?» Можем ли мы сделать это сегодня? Нет. Сегодня мы лишены отдельных выдающихся личностей в литературе, которые бы своим гением перекрывали все сомнения в том, чтобы называть их Великими. Сегодня у нас нет таких культовых писателей, а главное, поэтов, которых бы знали и любили массы. Иными словами сегодня нет Пушкина.
Возможно, отсутствие такой культовой личности в литературе на сегодняшний день связано с тем, что образование населения выросло повсеместно со времен Пушкина или того же Есенина и теперь самый мало-мальски уверенный в себе человек, умеющий связать хотя бы четыре строки рифмой, называет себя поэтом и претендует на то, чтобы быть напечатанными. А впоследствии стать знаменитыми. На первый взгляд это даже должно быть хорошо – ведь чем больше претендентов, тем лучше победители – тем лучше должен быть гений… Ан нет, получается, что в огромном количестве стихов любительского уровня теряются стихи таких поэтов, которые могли бы стать потенциальными Пушкиными. Так, например, сегодня стало появляться множество Интернет–порталов, где люди выкладывают свои произведения. Но как уже было сказано, это не помогает найти истинные таланты. Литературные журналы скудеют, в издательствах доминирует коррупция. Поэтом, стало быть, неперспективно. А для появления новых Пушкиных им в первую очередь придется прославиться, что сделать сегодня стало очень проблематично. Говоря о славе, стоит заметить, что тут мы сталкиваемся с новой проблемой: к ней стремятся все. Как будущие гении, так и любители. Но у последних зачастую оказывается больше наглости и связей, чтобы пробиться к вершинам Олимпа славы и ненадолго удержаться на нем. Это не может не быть проблемой для людей, пишущих от сердца. Алчность губит всю романтику и все вдохновение написанного, сводя все старания лишь к желанию обогатиться.
Еще одна причина того, что у нас нет Пушкина, заключается в том, что у населения сегодня сложились какие-то стереотипные понятия о том, что писатели и поэты прошлых лет – это гении, а сегодня таких людей просто не может возникнуть. Людская психология не нуждается больше в стихах. Людям скорее нужен телевизор после тяжелой недели на работе пятничным вечером, чем книга какого-то никому не известного, но многообещающего таланта. Даже если люди и предпочитают чтения иным способам времяпрепровождения, то они непременно выбирают книгу какого-то из уже давно знаменитых авторов, нежели нечто новое. Парадокс.
Однако можно ли считать, что современная русская поэзия за неимением Пушкина находится в состоянии упадка? Или же несметное количество графоманов символизирует подъем русской поэзии, ведь спорить с тем, что еще никогда прежде не было такого большого количества стихотворцев бессмысленно и попросту бесполезно.
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:09 | Сообщение # 3 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Советы начинающему поэту
Начинающему поэту необходимо знать, что существуют определенные критерии оценки стихотворных произведений. В первую очередь, в стихотворении должна быть новая идея, мысль, изложенная в поэтической форме. Во-вторых, в поэтическом произведении необходимо правильно определить баланс формы и содержания и строго его соблюдать. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться, особенно начинающим авторам. Молодой поэт может и не владеть языком виртуозно, однако ясность изложения и грамотность — тот минимум, которым должен обладать начинающий автор для того, чтобы читатель мог его понять.
Конечно, возможна и такая ситуация: начинающий автор, изучивший учебники по стихосложению, освоивший стили и методики сочинения стихов, не напишет искреннего, душевного стихотворения. Знанию законов и правил стихосложения всегда должен сопутствовать талант. В другом случае идея, главная мысль стихотворного произведения может быть неизбитой, новой, но всю оригинальность сведет на нет неверно выбранная техника исполнения или отсутствие таковой. В такой ситуации опытные литераторы- критики вправе обратить внимание на хромающий ритм и неуместность употребления неточных рифм. Чаще всего творчество не может обойтись без знания элементарных правил теории.
Начинающим авторам необходимо обратить внимание на важный признак поэзии — рифму. Именно благодаря ей строки объединяются в строфы, и восприятие стихотворения читателем облегчается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов «плохими», «избитыми». Приведу перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.
«тривиальные рифмы». Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Например, «мне — себе», «любовь — вновь», «розы — слезы» и другие. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.
«глагольные рифмы». Например, «придет — найдет», «читать — знать». Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях, стилизациях — там, где это уместно.
неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.
Строго говоря, рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, она не кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою. Но не переусердствуйте, ибо все гениальное — просто. Чрезмерно использовать сверх-оригинальные рифмы тоже не следует. Если не получается найти созвучие, стройте фразу иначе, пишите строку заново, меняйте строки местами. Думайте — и рифма найдется сама собой.
Для новичка в поэзии можно посоветовать использовать строгую классическую форму стихотворений. Еще будет время поэкспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи — пишите. В творчестве нет предела совершенству. Больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться искусно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях — вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.
источник: pishi-stihi.ru
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:10 | Сообщение # 4 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Размеры, метры, стопы
Метр стиха
Этот термин появился еще в античные времена. Античное стихосложение значительно отличалось от современного, в частности тем, что в современной поэзии стихотворное звучание достигается последовательным чередованием ударных и безударных слогов, в то время, как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в античной поэзии стихотворения имеют определенный повторяющийся ритм. Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром.
Стопа
Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.
Стихотворный размер
Стихотворный размер — определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке. Стихотворные размеры делятся на двухсложные и трехсложные.
Двухсложные это: Ямб, где ударение падает на 2-й слог Хорей, где оно падает на 1-й слог.
Трехсложные размеры: Дактиль. Ударение падает на первый слог. Амфибрахий. Ударение падает на 2-й слог. Анапест. Ударение на 3-й слог.
Подробнее все размеры с их примерами разберем в отдельной теме.
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Пятница, 26.06.2009, 08:57 | Сообщение # 5 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Некоторые понятия в стихосложении.
ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis - создавать, творить) - литературно-художественное творчество в стихах, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия...), поэта (поэзия Лермонтова, поэзия Шиллера и т.п.), группы или течения (поэзия символизма, поэзия сумароковской школы...). "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж). "Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.
ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А. Блок, С. Есенин...
СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах.
СТИХ (греч. stichos — ряд, строка) 1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным.
ЦЕЗУРА(лат. caesura — рассечение) - постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий ещё большей её ритмический организации («Зима!…V Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкин). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными). Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.
Как хороши,V как свежи были розы В моём саду!V Как взор прельщали мой! Как я молил V весенние морозы Не трогать их V холодною рукой. (И. Мятлев)
Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.
Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале - Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки. Их павшими считали,V пропавшимисчитали, Но вот они живые,V всем бедам вопреки. (Я. Хелемский)
Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.
Прозрачное V правдивейшее слово Ложится V на безмолвные листы. Как в юности, V молюсь тебе сурово И знаю: V свет и радость - это ты. (О. Берггольц)
СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий стихи. Подразделы стиховедения: фоника, метрика, ритмика, строфика.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ – способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта.
ПОЭТИКА (греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.
СТРОФИКА - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.
РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.
МЕТРИКА – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
ФОНИКА (греч. phone - звук) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. Предметом изучения фоники также является и рифма.
ПРОСОДИЯ (греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто под просодией подразумевается стихосложение.
ИНТОНАЦИЯ (лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр, громкость.
МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) (греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Античная система стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н.э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви - в Византии и дальше - на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у православных славян, в т.ч. на Руси. См. также Античный стих.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Монаху подобает в келий седети, Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают, Елико то монаси поят, насыщают. Постное избравши житие водити, На то устремишася, дабы ясти, пити... (Симеон Полоцкий)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида: - говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. - песенный стих («протяжные» и «частые» песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией.
НАРОДНЫЙ СТИХ- тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.).
Божья коровка, Полети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного и белого, Только не горелого.
КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ- создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся: палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, p-тексты и т.п.
|
|
| |
Mapuwa | Дата: Понедельник, 29.06.2009, 09:27 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 12
Статус: Offline
| В школе ходила в литературный кружок и вот тоже все это объясняли, но видимо, помимо знаний о стихосложении еще и талант в этой области нужен. Мурыжили меня там целый год, но кроме как на подобие "Уронила Таня мячик" выжать не смогли А так собственно было интересно и знания пригодились при написании сочинений, когда стихи охарактеризовать нужно было
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Понедельник, 29.06.2009, 09:44 | Сообщение # 7 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Quote (Mapuwa) видимо, помимо знаний о стихосложении еще и талант в этой области нужен. Ну да, без него никак...
|
|
| |
Кий | Дата: Понедельник, 21.01.2013, 12:05 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
| Чтение стихов – замечательная нейрофизиологическая тренировка для головного мозга. Об этом пишет ScienceMagic.ru.
"Ученые наблюдали, как изменяется активность мозга добровольцев во время чтения произведений светил британской поэзии. Исследователи изучили ответ мозга буквально на каждое слово. Особое внимание они уделили анализу того, как мозг справляется со сложными оборотами и необычными синтаксическими конструкциями", - говорится в сообщении.
Чтобы сопоставить полученные результаты с чтением обычных текстов, ученые переписали произведения классиков современным языком и предложили их прочесть тем же испытуемым. Специалисты обнаружили, что высокая поэзия приводит мозг в состояние избыточного возбуждения. Обработав какое-нибудь необычное слово или выражение, мозг человека не возвращается в первоначальное состояние. В нем сохраняется добавочный нервный импульс, заставляющий продолжать чтение. Ученые поясняют, что при чтении поэзии активировалась зона мозга, связанная с автобиографической памятью. Человек при этом форматировал пережитый опыт в соответствии с полученными впечатлениями.
Авторы исследования отмечают, что переписанные обычным языком «Отелло», «Макбет» и «Король Лир» не вызывали никакого усиления активности мозга. К примеру, когда ветер назвали яростным, а не безумным, мозг воспринял это как само собой разумеющееся. При этом использование Шекспиром эпитета «безумный» в адрес ветра мобилизовало нервную систему и заставляло мозг активироваться, чтобы разобраться, что это слово делает в данном контексте.
Ученые отмечают, что стимулирующее действие поэзии сохраняется некоторое время, то есть мозг продолжает особенно внимательно анализировать и последующие слова.
|
|
| |
|