Стихотворные размеры
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:26 | Сообщение # 1 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Итак, подробнее о стихотворных размерах. Как говорилось ранее, они бывают двух- и трехсложные
Двухсложные размеры:
1. ЯМБ - в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный ямб наиболее простым разговорным метром. Ямбом писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский. В общеевропейскую поэзию имитированный ямб вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о ямбе в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, ямб начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому, лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин. Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный ямб. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны именно им. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный ямб менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный ямб применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный ямб (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного ямба (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели). Одностопных ямбов нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:
И ночи — короче, и тени — светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей...
Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:
И ночи — короче, и тени — светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей.
Двустопный ямб: "Едем, дудим, С пути уйди! " (Маяковский, "Кем быть?"). Правда, здесь в слове "едем" ударение падает на 1-й слог, так что этот пример не совсем удачен.
Трёхстопный ямб: "Приди, приди, приди! Хотя бы без желанья, Хотя бы для прощанья, Приди, приди, приди!" (Сильва Капутикян).
Четырёхстопный ямб: "О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?" (Некрасов).
Пятистопный ямб: "О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе" (Блок).
Шестистопный ямб: На Дерибасовской открылася пивная, Там собиралася компания блатная, Там были девушки Маруся, Роза, Рая, И спутник жизни Вася Шмаровоз (блатная песня).
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:28 | Сообщение # 2 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| 2.ХОРЕЙ - В античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый — долгий. В силлаботоническом стихе хореем называется двухдольная (из 2-х слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Трёхстопный хорей: "Горные вершины Спят во мгле ночной, Тихие долины Полны свежей мглой" (Лермонтов).
Четырёхстопный хорей: "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя" (Пушкин).
Пятистопный хорей: "Будем свежий хлеб ломать руками, Тёмно-золотистый и ржаной, Медленными, крупными глотками Будем пить румяное вино" (Ольга Берггольц).
Шестистопный хорей: "Помню, я ещё молодушкой была. Наша армия в поход куда-то шла, Вечерело, я сидела у ворот, А по улице всё конница идёт" (песня).
Семистопный хорей: Опускаться на закате солнцу будто лень, На кроваво-красном фоне черные кресты. Угасает, угасает этот странный день, Над Землею зависает царство темноты (vits72, "Праздник ада").
Восьмистопный хорей: "И как только на востоке разлилось сиянье дня, Автандил-военачальник сел на белого коня. Золотой чалмой увито белоснежное чело, И оружие гремело, ударяясь о седло". (Шота Руставели, "Витязь в тигровой шкуре").
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:29 | Сообщение # 3 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Встречаются также "гибриды" ямба и хорея - ямбохорей и хореямб, иначе - Антиспаст.
АНТИСПА́СТ (греч. «оттянутый в сторону») — античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах комбинация ямбической и хореической стоп. В русской поэзии встречается редко:
В красе́ гро́зной | блести́т по́лдень, Лучи́ зно́йны | густя́т во́здух, Томя́т зе́млю. (П. Висковатов)
Верста́ сле́ва, | верста́ спра́ва, Верста́ в бро́ви, | верста́ в ты́л. Тому́ пе́сня, | тому́ сла́ва, Кто дорогу породил. (М. Цветаева)
Некоторые теоретики стиха считают Антиспаст размером, состоящим из комбинации хориямбов с ямбохореями. Пример такого двойного Антиспаста имеется у Вяч. Иванова, написавшего стихотворение в форме газели «Роза огня»:
Если, хоть раз, | виден твой взор | — огни́ ро́зы, Вечно в душе | живы с тех пор | — огни́ ро́зы. Сладкая мгла | долы томит, | глухо́й пу́рпур — Жди: расцветут, | вспыхнув меж гор, | огни́ ро́зы...
Имитированный Антиспаст является одной из двухакцентных модификаций четырехдольника, совмещающей в себе элементы инверсированного и константного ритмов; в этом качестве модификация встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь константные ритмы.
Хотя́ вью́жно — | идти́ ну́жно По останный вечерок, По сребряно колечко, По батистовый платок.
Не страдайте, девки, дюже: Приде́т о́сень, | даду́т му́жа. Даду́т му́жа | векового, Лучше батюшки родного. (Русские частушки)
Прише́л не́мец, | прише́л па́н, Дай, украинец, жупан! Прода́й, дя́дько, | свою́ ха́тку, Купи́, дя́дька, | немцу шапку. (Пер. с укр. А. Глобы)
|
|
| |
Алый_Вит | Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:30 | Сообщение # 4 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Статус: Offline
| Ну, и в завершение темы двухсложных размеров еще одно понятие:
ХОЛИЯ́МБ (греч. — хромой) — «хромой ямб», размер античного стиха, введенный в практику древнегреческим поэтом Гиппонактом Эфесским , который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Вот силлаботоническая имитация Xолиямба — двустишие Гиппонакта:
Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ть, сле́п он! Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти.
(Пер. Вяч. Иванова)
Или маленькая басня греческого поэта 2 в. н. э. Бабрия «Лев и Олень»:
Рехнулся лев. Из чащи на него́ гля́дя, Олень в тоске промолвил: «Горе на́м, бе́дным! Ах, как ужасен сумасшедший ца́рь бу́дет, Который и в своем уме едва́ сно́сен!»
(Пер. М. Гаспарова)
Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:
В огромном городе моем — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь.
(М. Цветаева)
|
|
| |
|