Четверг, 28.03.2024, 15:36

Где-то в центре дорог...

Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » За круглым столом » Основы стихосложения » Стихотворные размеры (Поподробнее)
Стихотворные размеры
Алый_ВитДата: Вторник, 23.06.2009, 17:26 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Репутация: 2
Статус: Offline
Итак, подробнее о стихотворных размерах.
Как говорилось ранее, они бывают двух- и трехсложные

Двухсложные размеры:

1. ЯМБ - в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный ямб наиболее простым разговорным метром. Ямбом писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.
В общеевропейскую поэзию имитированный ямб вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о ямбе в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, ямб начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому, лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.
Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный ямб. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны именно им. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный ямб менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный ямб применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный ямб (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного ямба (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).
Одностопных ямбов нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:

И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей...

Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:

И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.

Двустопный ямб:
"Едем, дудим,
С пути уйди! " (Маяковский, "Кем быть?").
Правда, здесь в слове "едем" ударение падает на 1-й слог, так что этот пример не совсем удачен.

Трёхстопный ямб:
"Приди, приди, приди!
Хотя бы без желанья,
Хотя бы для прощанья,
Приди, приди, приди!" (Сильва Капутикян).

Четырёхстопный ямб:
"О Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?" (Некрасов).

Пятистопный ямб:
"О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе" (Блок).

Шестистопный ямб:
На Дерибасовской открылася пивная,
Там собиралася компания блатная,
Там были девушки Маруся, Роза, Рая,
И спутник жизни Вася Шмаровоз (блатная песня).


 
Алый_ВитДата: Вторник, 23.06.2009, 17:28 | Сообщение # 2
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Репутация: 2
Статус: Offline
2.ХОРЕЙ - В античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый — долгий. В силлаботоническом стихе хореем называется двухдольная (из 2-х слогов) стопа с ударением на первом слоге.

Трёхстопный хорей:
"Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой" (Лермонтов).

Четырёхстопный хорей:
"Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя" (Пушкин).

Пятистопный хорей:
"Будем свежий хлеб ломать руками,
Тёмно-золотистый и ржаной,
Медленными, крупными глотками
Будем пить румяное вино" (Ольга Берггольц).

Шестистопный хорей:
"Помню, я ещё молодушкой была.
Наша армия в поход куда-то шла,
Вечерело, я сидела у ворот,
А по улице всё конница идёт" (песня).

Семистопный хорей:
Опускаться на закате солнцу будто лень,
На кроваво-красном фоне черные кресты.
Угасает, угасает этот странный день,
Над Землею зависает царство темноты (vits72, "Праздник ада").

Восьмистопный хорей:
"И как только на востоке разлилось сиянье дня,
Автандил-военачальник сел на белого коня.
Золотой чалмой увито белоснежное чело,
И оружие гремело, ударяясь о седло". (Шота Руставели, "Витязь в тигровой шкуре").


 
Алый_ВитДата: Вторник, 23.06.2009, 17:29 | Сообщение # 3
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Репутация: 2
Статус: Offline
Встречаются также "гибриды" ямба и хорея - ямбохорей и хореямб, иначе - Антиспаст.

АНТИСПА́СТ (греч. «оттянутый в сторону») — античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах комбинация ямбической и хореической стоп. В русской поэзии встречается редко:

В красе́ гро́зной | блести́т по́лдень,
Лучи́ зно́йны | густя́т во́здух,
Томя́т зе́млю.
(П. Висковатов)

Верста́ сле́ва, | верста́ спра́ва,
Верста́ в бро́ви, | верста́ в ты́л.
Тому́ пе́сня, | тому́ сла́ва,
Кто дорогу породил.
(М. Цветаева)

Некоторые теоретики стиха считают Антиспаст размером, состоящим из комбинации хориямбов с ямбохореями. Пример такого двойного Антиспаста имеется у Вяч. Иванова, написавшего стихотворение в форме газели «Роза огня»:

Если, хоть раз, | виден твой взор | — огни́ ро́зы,
Вечно в душе | живы с тех пор | — огни́ ро́зы.
Сладкая мгла | долы томит, | глухо́й пу́рпур —
Жди: расцветут, | вспыхнув меж гор, | огни́ ро́зы...

Имитированный Антиспаст является одной из двухакцентных модификаций четырехдольника, совмещающей в себе элементы инверсированного и константного ритмов; в этом качестве модификация встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь константные ритмы.

Хотя́ вью́жно — | идти́ ну́жно
По останный вечерок,
По сребряно колечко,
По батистовый платок.

Не страдайте, девки, дюже:
Приде́т о́сень, | даду́т му́жа.
Даду́т му́жа | векового,
Лучше батюшки родного.
(Русские частушки)

Прише́л не́мец, | прише́л па́н,
Дай, украинец, жупан!
Прода́й, дя́дько, | свою́ ха́тку,
Купи́, дя́дька, | немцу шапку.
(Пер. с укр. А. Глобы)


 
Алый_ВитДата: Вторник, 23.06.2009, 17:30 | Сообщение # 4
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1027
Репутация: 2
Статус: Offline
Ну, и в завершение темы двухсложных размеров еще одно понятие:

ХОЛИЯ́МБ (греч. — хромой) — «хромой ямб», размер античного стиха, введенный в практику древнегреческим поэтом Гиппонактом Эфесским , который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Вот силлаботоническая имитация Xолиямба — двустишие Гиппонакта:

Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ть, сле́п он!
Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти.

(Пер. Вяч. Иванова)

Или маленькая басня греческого поэта 2 в. н. э. Бабрия «Лев и Олень»:

Рехнулся лев. Из чащи на него́ гля́дя,
Олень в тоске промолвил: «Горе на́м, бе́дным!
Ах, как ужасен сумасшедший ца́рь бу́дет,
Который и в своем уме едва́ сно́сен!»

(Пер. М. Гаспарова)

Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

(М. Цветаева)


 
Форум » За круглым столом » Основы стихосложения » Стихотворные размеры (Поподробнее)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: